Контакты
8-916-542-01-40
irapalna@mail.ru
skype: psyshans




15.11.2011

Внутренние феномены пограничного состояния. Ядро личности.

Личность человека, пережившего травматический взрыв, напоминает страну после гражданской войны (война – это политический взрыв). Страна в руинах, на всём серый пепел (депрессия). Целостность нарушена - нет больше единого центра управления, «власть» больше не в одних руках.  Страна ослаблена. Страна - лёгкая добыча для всякого, кто пожелает воспользоваться её ослабленностью.  Страну  могут  изменить, присоединить, если она будет обнаружена.

Личность человека с пограничным расстройством, которого дальше по тексту, для упрощения восприятия, я буду называть травматиком (или пограничным)  также  разделена на отдельные части (расщеплена) - голова, тело, эмоции.... Нет больше единых границ. Нет целостности - нет единых границ.  Коммуникации между частями личности  нарушены. Личность, как и страна,  переживает тяжёлые времена, находясь на уровне выживания.  Хочется спрятаться подальше от чужих глаз,  «зализать раны». Необходима помощь, необходимо время.  Так как разрушения слишком катастрофические  личность нуждается  не только в собственных усилиях, но и в  «инвестициях  извне», чтобы восстановить «экономику» .

Для того, чтобы получить помощь нужно обнаружить себя. Сам запрос на помощь – инвестирование - является обнаружением себя, своей слабости, несостоятельности.  Это пугает.  Именно этого и хочется избежать – обнаружения. Но без обнаружения себя для других, без того, чтобы стать видимым для других,   невозможно  получить помощь, да и полноценно жить невозможно, потому что любой контакт – обнаружение себя, а без контактов  с другими жизнь теряет смысл.

Травматик  живёт в  состоянии  напряжения  между двумя противоположными желаниями - быть обнаруженным и не быть обнаруженным.  Он «раскорячен, как корова в бомбалюке в  популярном фильме «Особенности национальной охоты» и к нему  в полной мере подходят слова из фильма -  «жить захочешь не так раскорячишься». Травматик  делает шаг вперёд и тут же отступает на «безопасную территорию», то есть прячется.  Он даёт понять, что ему  нужна помощь, но, как только ты мобилизуешься на помощь ему, он тут же отрицает - мне не нужна помощь,  со мной всё в порядке.

Другая метафора, которая мне нравится – это белка из мультфильма «Ледниковый период».

Травматик-белка  мечется со своим  разрушенным(расщеплённым)  личностным ядром-орехом, пытаясь спрятать его(уберечь от поглощения) , а с другой стороны, привлекая  к себе  внимание  самим этим  мельтешением  - невозможно не обратить внимание  на столь мельтешащий объект. Чего же хочет белка? Спрятать ядро или найти того, кто  готов «инвестировать» свои ресурсы в травматика ( то есть полюбить его)  и, таким образом, помочь  восстановить   разрушенную  резким  похолоданием  -  обрывом  либидинальных(значимых) отношений -  экономику личности.

Что я, таким образом,  хочу обозначить?

Первое, что любое разрушение целостности вызывает ослабление.  И не имеет значения что это- личность, страна, город….. 

Это объясняет ощущение слабости и беспомощности травматика, потому что нет целостности, следовательно, нет единых  границ, есть только границы отдельных частей личности. Нет целостности - нет единого центра управления страной, то есть отсутствует «взрослая часть», способная взять на себя ответственность.  Нет границ – нет возможности принять единое, согласованное всеми частями личности, решение. Травматик всегда в сомнениях, потому что решение принимается "не  легитимно"(отдельными фрагментами личности), так как не все фрагменты личности "допущены к голосованию" – части личности вытеснены.

Нет целостности, значит нет возможности защищаться. Да и нет самого понимания - защищать границы или сдаться на милость, чтобы хоть как-то выжить.

Второе  - нет целостности нет возможности гибкого  целостного реагирования(навалиться всем миром), потому что у разрушенной страны только два варианта – либо раствориться в другой стране  (слиться с другим, быть присоединённым, изменённым), то есть перестать существовать автономно, либо остаться остаться более-менее автономным, но в руинах.  

Разрушенная страна, как я уже сказала выше,  может быть  присоединена  и изменена, сделана «удобным» придатком (лишена уникальности) или поделена между странами  (лишена индивидуальности – непрерывности).  Чтобы этого не произошло нужно  спрятаться , запутать  следы, обмануть, отпугнуть.   Это проявляется  в «петлянии» травматиков.. Они всё время ускользают, чтобы не быть обнаруженными. Или же отпугивают  агрессией (прямой или косвенной) – обесцениванием, например. Они, как будто стоят на стенах своей  полуразрушенной крепости и размахивают руками, но никогда не поймёшь, что это – призыв о помощи или  предупреждение  «не приближайтесь».

Третье – травматик  не осознаёт этих противоречивых посланий  в силу своей расщеплённости. Он может всё время обращаться за помощью, то есть его речь всегда направлена на то, чтобы мобилизовать другого на поддержку, на спасение, но при этом , как только другой мобилизуется и начинает предлагать варианты «спасения», травматик тут же отступает , например, обесценивая другого словами - что ты о себе вообразил, с чего ты решил, что мне нужны твои советы?

Таким образом, желание слиться с кем-то, чтобы его накормили, позаботились о нём и решили за него все его  проблемы, сталкивается со страхом окончательного изменения , присоединения личности, то есть исчезновения.

Травматик  живёт так до тех пор, пока не решится прийти на терапию, где, в безопасной обстановке, сможет с чужой помощью  выстроить заново ядерную самость, то есть проделать ту работу, которую ребёнок завершает к трём годам,  но которая в его случае, либо вообще не была проделана, либо  в результате травматического столкновения с реальностью  ядро взорвалось  и человек регрессировал к недифференцированному состоянию - без чётких границ.

В результате проделанной в терапии  работы  человек может  восстановить  ядерную самость, то есть ту часть личности, которая никогда не вступает в контакт с миром – неразрушимое ядро. Неразрушимое, потому что оно никогда не предъявляется миру, оно просто есть. 

Ядро – это та часть личности, которая  непостижима, неизменяема, недоступна, абсолютно изолирована. Это центр покоя личности, что в эмоциональном плане означает, что  какие - бы эмоции не испытывал человек,  что бы о нём не говорили, есть часть личности, которая остаётся в полном покое. На эту часть невозможно повлиять, невозможно её изменить, потому что она  необнаружима и, тем самым, абсолютно защищена. 

Переживание покоя может быть выражено  уверенностью в том, что я  хороший и со мной всё будет хорошо. Следовательно никакая критика и никакие события не проникают в ядро, в ядерную самость, в святая святых человеческой личности. Это не значит, что сам человек не изменяется, наоборот – только при наличии стабильного ядра человек имеет возможность бесконечно изменяться, подстраиваться, трансформироваться, быть гибким и податливым.

Если вернуться к аналогии со страной  – пока столица страны цела, страна не повержена.  При этом  периферия может подвергаться каким  угодно изменениям вплоть до захвата.

После восстановления  столицы (ядерной самости) - руководящего центра  -   у страны  восстанавливаются границы. Решения принимаются на основе  мнения  каждой части личности - эмоции, разум, тело. Решение тотально, а потому  есть ощущение его правильности.  Внутри нет размолвок, нет недоговорённостей(вытеснения, отрицания).

Есть центр. Есть границы. Есть страна.

Теперь можно смело обнаруживать себя, вступать в контакт и получать от этого удовольствие, не боясь поглощения.

Другая метафора  здорового человека со сформированной ядерной самостью – человек сидит посреди комнаты  в доме. Вокруг дома  участок земли, огороженный забором.  Оставаясь в комнате,  человек  чувствует себя защищённым, потому что есть стены дома и забор,  которые не пропустят к  следующему рубежу личности  - телу.

При желании можно подойти к забору и пообщаться с соседями. Можно сходить к ним в гости, пригласить к себе близких людей, но потом вернуться в дом или выпроводить загостившихся соседей.

Это  личность со здоровой "экономикой".

Травматик ощущает себя либо в доме без окон и за высоким забором.  Либо в доме без стен и без забора. Во внутренней реальности это одно и то же состояние. Оно  отражает  дефект самости.

До тех пор, пока ядро не достроено, человек эгоцентрирован,  что означает, что он больше обращён внутрь себя , чем на окружающий мир. Он либо не дорос до начала «романа с миром», либо произошёл регресс. Отсутствие  подлинного интереса  к миру  влечёт за собой принуждение, что  проявляется  в том, что травматиком  движет не удовольствие от жизни, а волевой акт. Энергия не течёт к миру, она замкнута внутри, обращена на себя.  Нет свободного обмена энергией с миром. Вся либидинальная энергия(эротизированное либидо)  обращена на себя(нарциссическое расстройство), потому что её не хватило в детстве, чтобы достроить ядро и развернуть энергию к миру, завязать с миром «любовные отношения». Отсюда усталость и тяжесть жизни.  Такой человек живёт тяжело, черпая энергию только в себе.  Он ничего не может получить от мира, потому что боится быть  обнаруженным и изменённым, поглощённым.

Когда ядро достраивается, человек,  вновь, обнаруживает мир и его энергия устремляется к миру. Страна восстановлена. Коммуникации восстановлены. Начинается плодотворный обмен без страха изменения и  поглощения.  Человек может с удовольствием общаться и при этом  чувствовать себя обособленным, недоступным  для изменяющего воздействия, поглощения или уничтожения. Он любит и любим.  Больше ничего не стоит между ним и миром. Как только ядро достроилось,  он не достижим в своей открытости миру. Энергия, которая раньше «прокисала»  в замкнутом пространстве  внутри личности, создавая ощущение болота, застоя, начинает течь вовне . Человек также способен  впускать  в себя чужую либидинальную энергию .  Человек открыт. Человек больше не ощущает себя «застойным болтом», а скорее системой сообщающихся озёр, в которой   вода течёт, не изменяя очертаний озера. Человек чувствует себя принадлежащим к миру людей, открытым для этого мира. Страна процветает, обмениваясь с другими странами, но остаётся уникальной, потому что есть центр, который  заинтересован в сохранении уникальности, который и является сутью этой страны.

Если система озёр является сообщающейся системой, то действует принцип - чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Чем больше контактируешь, тем больше остаёшься самим собой, в отличии от болота, чей ландшафт меняется ввиду застоя.

Любой застой приводит к уничтожению системы изнутри, приводит к загниванию, разложению, изменению. И при полном отсутствии контакта и при полном  слиянии происходит то, чего так опасается травматик  – утрата себя.

Необходимо восстановить или достроить ядро , чтобы появилась неизменная часть, которая позволит  безопасно подвергать себя  любым изменениям, что, собственно и является жизнью – процесс постоянного изменения  при  условии неизменности  ядерной самости  - Я ЕСТЬ.

 

 

 


Количество показов: 6780
Автор:  Ирина Ситникова
Рейтинг:  4.41

Возврат к списку


Добавьте комментарий к статье

Обращаем внимание, что Ваш комментарий появится на сайте после проверки модератором