Контакты
8-916-542-01-40
irapalna@mail.ru
skype: psyshans




14.07.2013

Кое-что о сепарационной травме.

Сепарационная травма – это травма преждевременной сепарации ребёнка от матери. Например, ребёнка отдали в ясли или отдали бабушке на какое-то время в связи с семейными обстоятельствами и т.д. Это и есть причина сепарационной травмы.

Что происходит в психике ребёнка в результате переживания сепарационной травмы?

В норме сепарация ребёнка от матери происходит медленно и поступательно. Шаг за шагом ребёнок сепарируется от матери по мере созревания психики. Сначала младенец не отделяет себя от матери, как будто он всё ещё в утробе и является одним целым с матерью. Затем, когда психика ребёнка созревает настолько, чтобы помочь ребёнку пережить сепарацию, он начинает распознавать мать, как отдельное существо.

Какова роль психики в этом процессе?

У младенца начинает формироваться память, которая в моменты сепарации, то есть осознавания себя как отдельного существа, помогает пережить эту сепарацию – ребёнок вспоминает моменты удовлетворения и галлюцинирует о том, что его потребности снова удовлетворены. Это даёт возможность ждать и надеяться на удовлетворение.

Когда ребёнок созревает физически для самостоятельного передвижения в пространстве на своих ногах, он формирует устойчивую эмоциональную привязанность, вместо физического слияния.

Вся психика – это защитный механизм, призванный «сгладить» сепарацию. Память, воображение, контроль за эмоциями – это всё призвано сделать сепарацию комфортной, потому что человек – это, по сути своей, животное, которое стремится к удовольствию и избеганию боли.

Сепарационная травма – это сепарация наступившая преждевременно, до того, как психика сформировалась настолько, чтобы справиться с сепарацией. Психика, на момент сепарационной травмы, оказалась недостроена, как «недостроено» тело ребёнка, родившегося раньше времени. Преждевременно - родившемуся ребёнку требуется время и специальные условия, чтобы «достроить» своё тело.

То же самое и с психикой. Если она не достроена, ребёнок получает сепарационную травму и ищет условия, чтобы достроить психику – ищет мать.

Животные, отнятые от груди матери раньше времени, могут только скулить, ища свою мать, призывая её вернуться. Они не способны сами о себе позаботиться.

Травмированный ребёнок будет внешне продолжать расти, но внутри психики он будет продолжать искать свою мать. Этот процесс будет происходить бессознательно.

Психика будет стремиться к созреванию, но для созревания необходима фрустрация (когда ожидания не исполняются, желания не удовлетворяются), то есть разрыв слияния. Необходимо сознать, что мать – не часть ребёнка, она существует отдельно, она не подвластна контролю. Но эту фрустрацию травматик не может преодолеть, это точка травмы, это точка сепарационного психоза, точка ухода от реальности - прерывания контакта с реальностью, точка разрыва непрерывности существования. Вместо созревания(достройки) психика выдаёт галлюцинацию негативного плана– во внутрипсихической реальности человек переживает всё то, что он пережил при разрыве слияния с матерью – взрыв, катастрофу. На уровне чувств – это ужас, отчаяние, безысходность, беспомощность. На уровне мышления – это разрушение мышления(прострация), «разбегание» мыслей. На уровне действия – неспособность действовать, функционировать. Это отражает внутрипсихический взрыв, разорвавший личность на части, который произошёл при травме.

Здоровая, то есть в меру фрустрированная психика, выдаёт галлюцинации удовлетворения потребности и, тем самым, помогает пережить сепарацию. Травмированная психика выдаёт галлюцинацию катастрофы, аннигиляции (уничтожения), «распадания» на части, тем самым, препятствуя дальнейшей сепарации. Вот эта негативная галлюцинация и создаёт сепарационный психоз. Ребёнок, переживший сепарационную травму, физически вырос, но не созрел психически. Внутри него всё ещё нет взрослого, способного полноценно о нём заботиться. Внутри него живёт ребёнок, который ищет мать.

Жизнь – это, собственно, поступательный, непрерывный процесс сепарации. То есть взрослая часть каждого из нас стремится к удовольствию ощущать себя отдельным, компетентным существом, хорошим родителем, в первую очередь, для своего внутреннего ребёнка. Невроз заключается в том, что внутренний ребёнок травматика не готов к сепарации, и поэтому тщательно её избегает. Жизнь толкает к сепарации, а травмированная часть психики избегает её. Там, где у здоровой психики есть здоровый способ справиться с сепарацией – воспоминания, приятные галлюцинации удовлетворения потребности, там у травмированной психики лежит сепарационный психоз – утрата контакта с реальностью и возврат к внутренней травмированной реальности - чувство ужаса, утраты, горя, беспомощности, бессилия, бессмысленности существования, потому что именно такова реальность травмы. В этой точке психика как бы рвёт контакт с реальностью и заставляет человека видеть объект зависимости в каждом, кто подходит на эту роль, то есть вместо сепарации человек возвращается в слияние.

Таким образом, у здорового человека путь к сепарации лежит через приятную галлюцинацию удовлетворения потребности, а у травматика на пути к сепарации стоит ужасающая реальность травмы, которая как воронка «засасывает» человека, отрывая его от «поверхности» (лишая его контакта с реальностью) и повергая его в ужас утраты, в ужас смерти в результате тотального неудовлетворения жизненно-важных потребностей. Путь к взрослению, как бы, отрезан. Путь к взрослению лежит через пропасть или через травматическую воронку, поэтому любой намёк на сепарацию избегается и продолжается неутомимый поиск «идеального» объекта.

Этот процесс отражается в смене партнёров по браку, в смене места жительства, в смене страны, в смене работы….Бесконечный поиск чего-то идеального, без чего невозможно жить спокойно и радостно.

Бесконечное болезненное столкновение двух противоположных желаний – желания отсепарироваться (повзрослеть) и желания слиться (остаться ребёнком) - это результат психической травмы, полученной в результате преждевременной сепарации.


Количество показов: 9444
Автор:  Ситникова Ирина Павловна
Рейтинг:  4.08

Возврат к списку


Добавьте комментарий к статье

Обращаем внимание, что Ваш комментарий появится на сайте после проверки модератором

Цитировать Имя
Ирина Ситникова, 04.07.2016 17:31:16
Цитата
А что же делать в этой ситуации? в возрасте 1 год и 3 месяца я пошла работать на полдня, и сын оставался с няней. Сейчас ему 7 лет. Постоянно просит его обнимать, разговаривать с ним. Как помочь его психике дозреть, если у него описанное в статье состояние?

Здравствуйте!
Если няня была одна и та же вообще ничего страшного, не о чем беспокоиться :)
Кстати, то, что сын просит обнимать его - это очень хороший момент, значит все в порядке, просто немного не уверен в себе.
Обнимайте его почаще - 7-8 раз в день. Прямо тискайте его сами, пока ЕМУ не надоест и не начнет вырываться.
Почаще говорите ему, что он ваш любимый ребенок, что вы его любите, что хотели именно такого ребенка.
Читайте сказки на ночь. Играйте с ним в любые игры, лучше на полу.
Не надо много времени с ним проводить, достаточно пол часа в день, но в это время будьте с ним, вместе с ним, а не в телевизоре или телефоне.
В выходные почаще выходите куда-нибудь вместе - в парк, в кино, на детские площадки.
Помогайте ему выражать агрессию и страх - пусть рисует свой гнев и страх, если таковой есть.
Если вам совсем тревожно, сходите к детскому психологу, пусть она посмотрит его  и даст вам еще какие-то рекомендации по укреплению связи с сыном.
У меня в блоге есть много материалов по общению с детьми.
Юлия Гиппенрейтер - детский психолог, ее книги очень популярны.
С ув. Ирина Ситникова - психолог, психотерапевт, семейный психолог.
Перейти к обсуждению на форуме >>