БЛОГ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Вина, агрессия, стыд. Лекция

Лекция.

Вина, агрессия, стыд.



Вина.

В чём токсичность чувства вины?

В том, что, если вины слишком много и человек её не осознаёт, то единственное, что может предпринять человек (что,  опять же, чаще всего, неосознанно) это избавиться от источника вины.

То есть, когда мы испытываем  здоровую вину, которая предполагает, что мы кому-то нанесли ущерб, мы ищем способы избавиться от вины -  попросить прощения, искупить,  компенси ровать, то есть как-то, как говорят в народе  «загладить вину»,  как мы гладим больную руку,  или просто кладём на больное место руку ,  чтобы утишить боль .

Когда вина токсична - её слишком много,  она стала привычна, неосознаваема - мы пытаемся убрать из поля того, по отношению к кому мы чувствуем себя виноватыми. То есть другой становится  плохим  и  мы убираем его.

Ещё хуже вариант, когда мы «убираем себя из поля», , что означает,  что  «я  плохой».

Два последних варианта реагирования на вину патологичны и говорят о наличии токсичной  вины.

Вина фактически стала агрессией, она перестала быть виной.  Человек «справился» с виной, вытеснив её.

В этом случае кажется, что решение проблемы - убрать себя, или объект, или вину.

Но это фантазии. К реальности это не имеет отношения.

В реальности вина не исчезнет, она будет «фонить»  из подсознания и отравлять отношения или даже усилится .

В случае токсичной  вины  её невозможно искупить, её можно только проработать – вывести на осознаваемый уровень  и «обезвредить», убрать токсичность.

В конечном итоге работы с токсичной виной человек приходит к выводу, что он  не  так уж и  виноват, как ему казалось, что он не виноват  тотально. Человек  приобретает  здоровые навыки  избавления от вины. Таким образом человек больше не чувствует себя  беспомощным перед этим чувством, он перестаёт быть «ходячей виной»,  вина перестаёт  быть токсичной , разрушительной для человека и для отношений, и для того по отношению к кому она возникла. Человек обретает контроль  над   виной, перестаёт быть беспомощной марионеткой  вины.

Все свободны.  

Агрессия.

Ребёнок переживает агрессию тотально. Он теряет контроль над собой и становится чистым аффектом  агрессии, он становится агрессией - он готов кусать, убивать, падать на пол и орать….. Эго или Я  молчит, его нет, оно снесено аффектом.

Почти все мои клиенты  боятся  агрессии, то есть не умеют говорить «нет». Они избегают агрессии, потому что не контролируют её. Они марионетки « в руках аффекта». В этом случае они справляются с этим таким образом – вытесняют агрессию.

Но агрессия никуда не делась, она просто  заперта в  отдельную комнату Синей Бородой.

И человек живёт в вечном страхе и вечной тревоге,в  ожидании катастрофы - когда произойдёт взрыв и агрессия захлестнёт, приведя к непоправимым последствиям ( к уничтожению).

В процессе длительного консультирования  терапевт «подращивает»  незрелую  личность клиента и  клиент научается контролировать свою агрессию, то есть избавляется от страха проявлять агрессию. Клиент становится взрослым, который контролирует свою эмоцию, а не она контролирует   его. Поэтому так много говорят про контроль эмоций.

И первым шагом к контролю над агрессией становится понимание того, что , агрессия - это Я-сигнал, то есть это сигнал к действию - бежать или нападать, но никак не падать на пол  истошно требовать, чтобы другой что-то сделал для него – испугался и  убежал, например. Мама ведь пугалась( или ей становилось стыдно) и покупала  игрушку.

А затем,  вторым шагом,  идёт  восстановление, или выращивание этого Я. Или наоборот. Или Одновременно. Кто  её поймёт  эту психику, у неё нет временной последовательности, она (психика) – и есть это самое «время», без неё этого понятия просто нет, не существует.  

Стыд.

Стыд - это третье чувство в троице, которое тоже приводит к страданию, в то время, как должен помогать избегать  страданий.

Работа со стыдом идёт  также, как и с виной и агрессией. Стыд осознаётся, проживается, предъявляется.

Клиенты  осознают, что в их сознании в силу непереносимости стыд претерпел перверсию своего качества и стал тем, что, якобы,  делает их не ниже, а выше всех остальных людей, то есть стыд в их фантазиях стал тем, что делает их «королями».

В конечном итоге  клиент принимает  то, что стыд является «социальным» клеем, то есть это  то чувство, которое присуще всем от рождения . Под первородным грехом имеется ввиду смесь стыда и вины( некое переходное понятие, как игрушка- это переходный объект у Винникота) за то, что нас, как недоучек вновь оставили на второй год- «опустили» в эту реальность «доучиваться» , то есть мы «профилонили» предыдущие жизни ( вина) и не стали столь же совершенны, как отец- создатель (стыд).

То есть, чувство стыда - это одновременно Я- сигнал, что нас могут отвергнуть, так как мы какие-то не такие и в то же самое врем, в основе своей,  чувство стыда - это как раз то, что говорит о нашей принадлежности к роду человеческому,  с его первородным грехом, со стыдом отношений, со стыдом несовершенства, со стыдом любить несовершенство,  потому что, если бы не было этого стыда, мы все оставались  бы «нарциссами»(миф о Нарциссе)- незрелыми личностями, эгоцентрированными, развоплощёнными,  между небом и землёй, тонущими сами в себе, в своём отражении , одинокими. И , к в конечном итоге, погибающими.

Стыд и связывает нас с другими людьми на базовом, архетипическом уровне, и разъединяет на социальном уровне, создавая, в случае травмы, стену стыда, отделяющую нас от других, как недостойных и неполноценных, по-королевски неполноценных по  сравнению с другими «нормальными» людьми»

У меня возникла мысль, что стыд - это та самая невидимая, но существующая частица- базон Хикса, которая придаёт массу частицам после взрыва , и которую сейчас пытаются найти учёные с помощью коллайдера.

Звучит смешно - человечество «потеряло стыд» и это, на мой взгляд,  приемлемо в качестве предположения, так как мы и правда потеряли стыд в отношении родителей - природы и Бога- и нарциссические  расстройства стали почти нормой, а нарциссизм -  это видимое отсутствие стыда, его утрата,  вытеснении.  И так как человечество идёт по материальному пути развития, то  есть ищет бессмертия не в сознании, а в плоти, то, вполне реально , что и стыд человечество пытается найти в некоей частице - базоне Хикса,  то сеть не внутри себя,  а вовне и ведь найдут, потому как реальность пластична и  наблюдатель создаёт наблюдаемое своими ожиданиями.

Социум – «суп», в котором плавают частицы и античастицы. Стыд - это, то что показывает  человеку его  постыдную  зависимость  от других делает его, «видимым», воплощённым – имеющим плоть, тело, то сеть уязвимым, то есть социальным, несовершенным, не Богом, одним словом.

А отсутствие стыда (в социальном смысле, в видимой реальности)   - делает человека асоциальным, возомнившим себя Богом, не ставшим Богом, а возомнившим себя Богом, как 5-ти летний ребёнок, который хочет быть таким же , как отец.

Если ребёнок не оставит свои детские  амбиции, а будет продолжать в том же духе, то всем понятно, чем это всё кончится - гневом Отца, изгнанием и смертью.

Не это ли происходит прямо сейчас, на наших глазах?

Ребёнок, что называется, потерял стыд, возомнил себя царём природы, как Эдип возомнил себя царём, покорив  свою  Мать, и убил своего Отца- Бога  и ищет с помощью коллайдера свой потерянный стыд – базон Хикса, чтобы спастись.

Ребёнок потерял стыд  и «кусает» руку, которая его кормит. Чем всё это может кончиться?

Изгнанием из рая.

Другой путь – это обретение контроля над ситуацией не вытеснением своего стыда, а сознаванием  своего стыда несовершенства, то есть обретением человечности, а не движение в сторону роботизации – отказ от чувств, замена органов, чипы.

Осознавание своего стыда – это обретение массы, то есть человечности.  Только так можно спастись . Так спасся Иисус.  Он знал, что он сын Бога, но принял «на себя все человеческие страдания» - и стыд за свою человечность, зависимость от других,  уязвимость, страдания, беспомощность, и вину за то, что, периодически, терял в веру в то, что он сын Бога.






Мы любим тех, кто нас не любит, 
Мы губим тех, кто в нас влюблен, 
Мы ненавидим, но целуем, 
Мы не стремимся, но живем. 
Мы позволяем, не желая, 
Мы проклинаем, но берем, 
Мы говорим... но забываем, 
О том, что любим, вечно лжем. 
Мы безразлично созерцаем, 
На искры глаз не отвечаем, 
Мы грубо чувствами играем, 
И не жалеем ни о чем. 
Мечтаем быть с любимым рядом, 
Но забываем лишь о том, 
Что любим тех, кто нас не любит, 
Но губим тех, кто в нас влюблен.

www.psyshans.ru