БЛОГ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Книги Эрика Берна



Важнейшее открытие доктора
Берна состоит в структурном описании слоёв человеческой психи-
ки, которые он назвал, на своём простом и выразительном язы-
ке, Родителем, Взрослым и Ребёнком.
Первый из них представляет
усвоенные шаблоны поведения родителей, второй есть аппарат ра-
циональной оценки окружающей действительности и собственного
поведения, третий же содержит спонтанные реакции и творческие
стимулы, связанные с детством.
В общении с людьми человек ис-
полняет роли Родителя, Взрослого и Ребёнка, переключаясь время
от времени из одной в другую.


Введение


Введение

Общение
Теория общения, более подробно изложенная в “Анализе взаимо-
действий”, может быть резюмирована следующим образом.
Как показал Спитц , дети, лишённые ухода в течение длитель-
ного времени, в конечном счёте впадают в необратимую деграда-
цию, делающую их жертвами случайных заболеваний. Таким обра-
зом, то, что он называет эмоциональным лишением, может привести
к фатальному исходу. Из этих наблюдений возникает представление
о стимуляционном голодании; они свидетельствуют, что наиболее
предпочтительными видами стимулов служат те, которые достав-
ляются физической близостью. Повседневный опыт поддерживает
этот вывод.
Подобное же явление наблюдается у взрослых, подвергнутых
сенсорному лишению. Как показывает эксперимент, такое лишение
может вызвать психоз или, по крайней мере, временные нарушения
психической деятельности. В прошлом аналогичные последствия
наблюдались у лиц, осуждённых на длительные сроки одиночно-
го заключения, то есть на лишение общения и сенсорные лишения.
Поэтому одиночное заключение является одним из самых тяжких
наказаний даже для узников, стойких к физическому насилию;
в настоящее время оно служит общеизвестным методом принужде-
ния к политической покорности. И обратно, наилучшее известное
средство борьбы с политической покорностью — это организация
общения.
С биологической точки зрения кажется вероятным, что эмоци-
ональные и сенсорные лишения вызывают органические изменения
или способствуют их появлению. Если ретикулярная система воз-
буждения мозгового ствола недостаточно стимулируется, это мо-
жет вызвать, по крайней мере косвенным образом, дегенеративные
изменения в нервных клетках. Такие изменения могут быть и вто-
ричным эффектом, связанным с недоеданием, и само недоедание
может явиться результатом апатии, как это бывает к случае мараз-
матического состояния ребёнка. Можно, таким образом, предполо-
жить биологическую цепь, ведущую от эмоционального и сенсорно-
го лишения через апатию к дегенеративным изменениям и смерти.

Стимуляционное голодание во многих отношениях аналогично
пищевому не только в биологическом, но также в психологическом
и социальном аспектах. Такие термины, как “недоедание”, “обжо-
ра”, “гурман”, “привередник”, “аскет”, “кулинарное искусство”, “хо-
роший повар”, без труда переносятся из области питания в сферу
ощущений. Перееданию соответствует чрезмерное стимулирование.
В обоих случаях в условиях, обеспечивающих обилие продуктов и
разнообразие меню, выбор происходит под сильным воздействием
индивидуальных черт характера. Возможно, многие из этих черт
предопределены конституцией индивида, но это несущественно для
обсуждаемых здесь вопросов.
Социального психиатра интересует здесь то, что происходит по-
сле отделения ребёнка от матери в ходе нормального развития. Всё
сказанное можно резюмировать пословицей: “Если тебя не гладят,
у тебя высыхает позвоночник”. Когда оканчивается период тес-
ной близости с матерью, индивид на протяжении всей своей жизни
сталкивается с дилеммой, от решения которой зависит его судьба
и выживание. С одной стороны — социальные, психологические и
биологические силы преграждают ему путь к физической близости
в детском стиле; с другой — он постоянно стремится к такой близо-
сти. В обычных условиях он выбирает компромисс, приучаясь до-
вольствоваться более утонченными, даже символическими форма-
ми обращения, заменяющими материнский уход, вплоть до едва за-
метных кивков признания, служащих той же цели. Но при этом его
первоначальное стремление к физическому контакту может остать-
ся неутолённым.
Этот процесс построения компромисса можно назвать разными
терминами, например, сублимацией. Но независимо от названия он
приводит к частичной трансформации детского голода по стиму-
лам во что-то, что можно было бы назвать голодом по признанию.
По мере возрастания трудностей в достижении компромисса каж-
дый человек становится всё более индивидуальным в своём поиске
признания; эти различия приводят ко всему разнообразию обще-
ния и определяют судьбу индивида. Киноактёр может нуждаться
в сотнях “поглаживаний” в неделю со стороны безымянных и без-
ликих поклонников, чтобы предохранить свой позвоночник от вы-
сыхания, тогда как учёный может сохранять физическое и психи-
ческое здоровье, получая раз в год поглаживание от уважаемого
специалиста.

“Поглаживание” может служить общим термином для интимно-
го физического контакта. На практике оно может принимать раз-
личные формы. Некоторые гладят ребёнка, другие тискают его или
шлёпают, иные пощипывают, прищелкивают кончиками пальцев.
Всё это имеет аналогии в разговоре: по-видимому, услышав, как
человек говорит с ребёнком, можно предсказать, как он будет за
ним ухаживать. В более общем смысле “поглаживание” может при-
меняться как условное обозначение акта, которым признается при-
сутствие другого человека. Поглаживание используется как элемен-
тарная составляющая общественного действия. Обмен поглажива-
ниями образует взаимодействие, которое в свою очередь является
элементарной составляющей общения.

Для теории игр отсюда вытекает принцип, по которому любое
общение предпочтительнее отсутствия всякого общения. Это было
доказано в случае крыс замечательными опытами С. Левина,
в которых наблюдалось благоприятное влияние ухода не только
на физическое, эмоциональное и психическое развитие, но также
на биохимию мозга и даже на сопротивляемость лейкемии. Важ-
ный результат этих опытов состоял в том, что ласковый уход и
болезненные электрические токи одинаково содействовали здоро-
вью животных.
Подтверждение изложенных выше принципов позволяет отне-
стись с большим доверием к содержанию следующего раздела.

Структурирование времени
Мы принимаем, таким образом, что уход за детьми и его симво-
лический эквивалент для взрослых — признание — имеют жизненно
важное значение. Вопрос в том, что дальше. Выражаясь повседнев-
ным языком, что будут делать люди после обмена приветствиями, и
ограничится ли этот обмен приятельским возгласом “Здорово!” или
выразится в многочасовом восточном ритуале?
Стимуляционное голодание и голод по признанию влекут за со-
бой голод по структуре. Вечная проблема подростков: “Что сказать
ей (ему) после этого?” Многих взрослых ничто так не затрудня-
ет, как пауза в общении, промежуток молчаливого бесструктурного
времени, когда никому из присутствующих не приходит в голову
сказать что-нибудь более интересное, чем “Вам не кажется, что сте-
ны сегодня перпендикулярны друг другу?” Вечная проблема чело-
века — как структурировать часы его жизни. В этом экзистенци-
альном смысле функция всей общественной жизни сводится к тому,
чтобы оказывать друг другу взаимную помощь в этом деле.
Операционный аспект структурирования времени можно на-
звать программированием. У него есть три стороны — материаль-
ная, общественная и индивидуальная. Наиболее обычный, удобный,
комфортабельный и утилитарный способ структурирования време-
ни осуществляется на материале вечной действительности и имену-
ется трудом. На техническом языке этот способ называется деятель-
ностью — термин “труд” здесь неудобен, поскольку в общей теории
социальной психиатрии общение тоже должно рассматриваться как
вид труда.

Материальное программирование возникает из обстоятельств,
встречающихся при обращении с внешней реальностью. Для нас оно
представляет интерес лишь в той мере, в какой деятельность мо-
жет быть матрицей для “поглаживания”, признания и других, более
сложных форм общения. Материальное программирование в основ-
ном не является социальной проблемой; по существу оно сводится
к обработке данных. Деятельность по сооружению корабля требует
длинного ряда измерений и вероятностных оценок; любое возника-
ющее при этом общение людей должно быть подчинено указанным
операциям, чтобы постройка могла продвигаться.
Общественное программирование сводится к традиционным ри-
туальным или полуритуальным взаимным обменам. Его главным
критерием является локальная приемлемость, в обиходе называе-
мая “хорошими манерами”. Во всех частях света родители обучают
детей манерам, то есть учат их принятым ритуалам приветствия,
еды, испражнения, ухаживания и траура, учат разговаривать на
обиходные темы с надлежащими изменениями интонаций. Эти из-
менения интонаций представляют собой искусство такта или дипло-
матии; некоторые из них универсальны, другие локальны. Устойчи-
вая местная традиция может поощрять или воспрещать отрыжку
во время еды или вопросы о жене собеседника, причём между эти-
ми действиями имеется обычно обратная корреляция: там, где от-
рыгают за столом, не принято осведомляться о женской половине
семьи, и наоборот, там, где это принято, не рекомендуется отрыжка.
Формальные ритуалы обычно предшествуют полуритуальным оби-
ходным разговорам, которые мы выделим под именем развлечений.
Индивидуальное программирование появляется тогда, когда лю-
ди лучше знакомятся друг с другом. Тогда возникают “инциденты”.
На первый взгляд они могут показаться случайными, причём обе
стороны воспринимают их именно так. Но тщательное исследова-
ние показывает, что они происходят по определённым шаблонам,
которые можно сортировать, последовательность которых подчи-
няется неписаным правилам и стандартам. Эти стандарты остают-
ся скрытыми, пока дружелюбие или враждебность проявляются со-

гласно Хойлу, но они выходят на поверхность, как только проис-
ходит незаконный шаг, приводящий к символическому, словесному
или юридическому воплю “Нечистая игра!” Такие последовательно-
сти действий, основанные — в отличие от развлечений — больше на
индивидуальном, чем на общественном программировании, мы на-
зовём играми. Семейная и супружеская жизнь, так же как и жизнь
во всякого рода организациях, может из года в год представлять
вариации одной и той же игры.
Когда говорится, что ядром общественной жизни является ра-
зыгрывание игр, это не обязательно означает, что от игры получа-
ют преимущественно удовольствие, или что её участники не отно-
сятся к ней всерьёз. С одной стороны, игра в футбол или другие
спортивные игры могут вовсе не доставлять удовольствия, а игро-
ки могут быть весьма мрачны — такие игры, наряду с бросанием
жребия и другими формами розыгрыша, потенциально весьма се-
рьёзны, а подчас и фатальны. С другой же стороны, некоторые ав-
торы, как например Хейзинга, включают в число “игр” столь
серьёзные явления, как пиршества каннибалов. Когда мы называ-
ем “разыгрыванием игр” столь трагические явления, как самоубий-
ство, алкоголизм, наркомания, преступление или шизофрения, та-
кую терминологию не следует относить за счёт безответственности,
легкомыслия или варварства. Существенная особенность человече-
ской игры состоит не в том, что эмоции фальшивы, а в том, что они
регулируются. Это обнаруживается, когда накладываются санкции
на незаконное проявление эмоций. Игра может быть серьёзной до
мрачности, даже смертельно опасной, но санкции серьёзны лишь в
тех случаях, когда нарушаются правила.

Развлечения и игры — это заменители настоящей жизни и на-
стоящей близости. Поэтому их можно рассматривать как предва-
рительные отношения, а не как союз, и по той же причине для
них характерна пикировка между партнёрами. Близость начинает-
ся, когда индивидуальное программирование (обычно инстинктив-
ное) становится сильнее, а общественные шаблоны и внешние огра-
ничения или мотивы отходят на задний план. Близость и есть един-
ственный вполне удовлетворительный ответ на голод но стимулам,
голод по признанию, голод по структуре. Его прототипом является
акт любовного оплодотворения.
Голод по структуре имеет столь же жизненное значение, как го-
1Хойл, Эдмонд (1672–1769) — английский автор сочинений о карточных иг-
рах. “Согласно Хойлу” означает: по правилам, корректно.

Голод по стимулам или по признанию выражает
потребность избежать сенсорных и эмоциональных лишений, веду-
щих к биологическому вырождению. Голод по структуре выражает
потребность избежать скуки; бедствия, возникающие от бесструк-
турного времени, отмечены Кьеркегором . Если такое состояние
длится долго, то скука становится синонимом эмоционального го-
лодания и может привести к тем же последствиям.
Одинокий индивид может структурировать своё время двумя
способами — деятельностью и фантазией. Как известно каждому
школьному учителю, индивид может оставаться одиноким даже в
присутствии других. Когда он оказывается членом собрания из двух
и более человек, могут быть избраны различные способы структу-
рирования времени. Перечислим их в порядке усложнения:
1) ритуалы;
2) развлечения;
3) игры;
4) близость;
5) деятельность, могущая
служить матрицей для любого другого способа. Цель каждого члена
собрания состоит в том, чтобы получить как можно больше удовле-
творения от взаимодействия с другими членами. Чем он доступнее,
тем больше удовлетворения он может получить. Программирование
его общественных операций в большей своей части автоматично.
Поскольку некоторые из видов “удовлетворения”, получаемые при
таком программировании, трудно согласовать с обычным смыслом
слова “удовлетворение”, лучше было бы заменить это слово каким-
либо другим термином, не вызывающим такого смешения, напри-
мер, “выигрышем” или “преимуществом”.
Преимущества общественного контакта вращаются вокруг сома-
тического и психического равновесия.
Они связаны со следующими факторами:
1) снятие напряжения;
2) избежание острых ситу-
аций,
3) получение поглаживаний и
4) поддержание установившегося равновесия.
Все эти факторы были детально исследованы и
описаны физиологами, психологами и психоаналитиками. В перево-
де на язык социальной психиатрии их можно охарактеризовать как
1) первичные внутренние преимущества;
2) первичные внешние преимущества;
3) вторичные преимущества и
4) экзистенциальные пре-
имущества.
Первые три из этих факторов аналогичны описанным
Фрейдом “выигрышам от болезни”: внутреннему паранозическому
выигрышу, внешнему паранозическому выигрышу и, соответствен-
но, эпинозическому выигрышу.
Как показывает опыт, полезнее и поучительнее исследовать общественные взаимодействия с точкизрения приобретаемых преимуществ, чем истолковывать их как защитные реакции. Прежде всего, наиболее удачная защита состоит в
том, чтобы совсем не вступать во взаимодействие. Кроме того, по-
нятие “защиты” покрывает лишь часть преимуществ первых двух
классов, тогда как остальные, вместе с третьим и четвёртым, выпа-
дают из поля зрения.
Самые благодарные виды общественного контакта — независи-
мо от того, включены ли они в матрицу деятельности — это игры
и близость. Длительная близость встречается редко, и даже в этих
случаях она имеет преимущественно частный характер. Важные об-
щественные взаимоотношения чаще всего принимают форму игр.
Именно этим предметом мы и будем преимущественно заниматься.
Дальнейшие сведения о структурировании времени можно найти в
книге о динамике групп.

www.psyshans.ru



Мы любим тех, кто нас не любит, 
Мы губим тех, кто в нас влюблен, 
Мы ненавидим, но целуем, 
Мы не стремимся, но живем. 
Мы позволяем, не желая, 
Мы проклинаем, но берем, 
Мы говорим... но забываем, 
О том, что любим, вечно лжем. 
Мы безразлично созерцаем, 
На искры глаз не отвечаем, 
Мы грубо чувствами играем, 
И не жалеем ни о чем. 
Мечтаем быть с любимым рядом, 
Но забываем лишь о том, 
Что любим тех, кто нас не любит, 
Но губим тех, кто в нас влюблен.

www.psyshans.ru