В современном обществе можно условно выделить четыре основных типа женских ролей. Рассмотрим каждый поподробнее, дабы разобраться, насколько каждая роль соответствует идеалам феминизма, с одной стороны, и здравому смыслу — с другой.
1. РАБОТАЮЩАЯ МАТЬ
Она, как правило, исповедует традиционные семейные ценности, однако не в состоянии блюсти их в полной мере. Считает своим естественным женским долгом создать семью, родить и воспитать хотя бы одного ребенка (иметь больше детей часто не может себе позволить просто из экономических соображений). Семья патриархального типа с мужем-кормильцем во главе ее, возможно, и устроила бы, но построить ее не удалось — мужа либо вовсе не было (ребенок рожден вне брака), либо был, но оставил ее или же оставлен ею, либо имеет столь невысокий профессиональный и экономический статус, что роль кормильца ему совсем не по силам. В такой ситуации роль кормилицы полностью или частично приходится исполнять самой женщине. Без этого семье не на что будет жить — заработка мужа, даже если он есть, на это просто не хватит. И женщина вынуждена целиком отдавать себя работе, часто нелюбимой и неинтересной, причем порой по совместительству в двух-трех местах. При этом на исполнение роли жены и матери не остается ни времени, ни сил, что саму женщину страшно угнетает да и ее близких радовать не может. Женщины такого типа составляют основной контингент читательниц бульварных любовных романчиков и глянцевых журналов «про красивую жизнь», которая им только снится.
2. ДОМОХОЗЯЙКА
Хотя это название не совсем точно — для многих представительниц этого типа домашнее хозяйство — далеко не первостепенная забота. Просто им удалось — некоторым сознательно, некоторым невольно — оказаться на содержании у состоятельного мужа, так что работать нет никакой необходимости. Свое свободное время (а оно у них все свободное, то есть нерабочее) расходуют в соответствии со своими склонностями — на воспитание детей, на хобби, на покупки, развлечения, уход за собой. Материальной зависимостью от мужа иногда тяготятся, как, впрочем, и избытком досуга. Составляют основной контингент косметических салонов, фитнес-клубов, а также психоаналитиков и психотерапевтов.
3. КАРЬЕРИСТКА, ИЛИ БИЗНЕС-ЛЕДИ
Главной жизненной ценностью для такой женщины выступает независимость, в первую очередь — материальная независимость от мужчины. Самоотверженным трудом и предприимчивостью сумела добиться такого благополучия, что мужчина в качестве кормильца ей совершенно не нужен — она и сама может себе позволить взять на содержание молоденького альфонса. Если муж у нее все-таки есть — отношения с ним сугубо партнерские, а развод и подыскание нового партнера — будничная деловая процедура. Если в таких отношениях рождаются дети, забота о них передоверяется армии гувернанток, тренеров, репетиторов. В редкие часы досуга любимое развлечение — мужской стриптиз, то есть публичное самоунижение мужчины, позволяющее «состоявшейся» женщине свысока смотреть на весь противоположный пол.
4. СВОБОДНАЯ ЖЕНЩИНА
Причем свободная — не в смысле одинокая, а свободная от бремени, берущая на себя нагрузку по своему усмотрению, по своим склонностям и потребностям. Она-то как раз чаще всего замужем, причем браком своим довольна. Стараниями мужа семья вполне обеспечена, что позволило бы жене не работать, однако она по собственной инициативе — не ради заработка (хотя и он нелишний), а ради самоутверждения, удовлетворения своих познавательных и творческих притязаний — выполняет какую-то работу, но не отдается ей всецело, оставляя немалую часть себя на исполнение супружеской и материнской ролей — их женщина считает не менее важными.
Понятно, что первый тип никак не согласуется с идеалами феминизма. Да и саму женщину роль работающей матери тяготит — слишком она тяжела и неблагодарна. Обычно сама женщина в глубине души лелеет мечту принять другую роль — второго или третьего типа: либо беззаботно жить «за мужем как за каменной стеной», либо «самой построить свое счастье». Причем издержки обеих ролей на фоне собственных тягот отнюдь не кажутся серьезными. Характерно, что роль четвертого типа редко фигурирует даже в мечтах, хотя она-то, пожалуй, самая достойная и комфортная. Не приемлют ее и феминистки, для которых главное — независимость и самодостаточность. Их идеал — третий тип со всеми его издержками, которые упорно ими трактуются как достоинства.
Работающую мать легко понять — она в самом деле жаждет эмансипации, причем в буквальном смысле — как освобождения от избыточного, противоестественного для женщины бремени. В этом смысле она выступает даже большей феминисткой, чем иные записные активистки женского движения. Вот только средства освобождения видятся ей совсем не феминистские — либо полный отказ от социальных достижений и паразитизм на шее кормильца, либо отказ от традиционной женской роли, освобождение от ее обязанностей в пользу исключительных социальных достижений. Идеология феминизма поощряет лишь третий вариант, хотя он ничуть не лучше двух первых.
Исключительная редкость четвертого типа определяется, наверное, тем, что такая роль предъявляет к женщине самые высокие требования. Прежде всего ей необходимо кое-что собою представлять в профессиональном плане, дабы, работая немного, получать достаточно денег, чтобы не чувствовать себя иждивенкой. Немалые способности требуются от нее и для того, чтобы в таком рабочем режиме кое-чего достичь в социальном плане, что позволило бы не мучиться комплексом собственной никчемности (а ведь именно он порождает у большинства женщин, как, впрочем, и мужчин, безудержные карьерные устремления). Только по-настоящему самодостаточная женщина — уверенная, что при необходимости могла бы сама себя неплохо обеспечить, — не ищет с тупым упорством этой необходимости, а без терзаний и комплексов принимает некоторую долю материальной зависимости от того, кому она по своему добровольному выбору делегирует роль основного добытчика. От него, в свою очередь, требуется не только способность исполнить эту роль, но и подлинно нежные чувства к своей избраннице, которая для него прежде всего подруга, а не кормилица и не содержанка. Понятно, что такие чувства надо еще и заслужить, то есть обладать многими человеческими достоинствами. А это не каждой дано. Вот и приходится сетовать, что, мол, «не стало настоящих мужиков». Впрочем, это уже не феминизм, а чистейший комплекс неполноценности (хотя в большинстве случаев одно от другого просто не отличимо).
Насколько можно судить, такая картина характерна не только для России. Во всем мире радикальный феминизм после бурного всплеска в 60-х постепенно уступает место более здравомыслящей и трезвой позиции — признанию четвертого типа самым выигрышным и достойным.
Только во всем западном мире женщинам для этого сначала надо было вдоволь наиграться в яркую погремушку радикализма и набить ею немало шишек — как себе, так и обиженным мужчинам. Природное здравомыслие русских женщин и их не такая сильная, как на Западе, задавленность гендерными комплексами позволяют им проделать этот путь быстрее и к тому же не так болезненно. Медленно, но верно растет число по-настоящему свободных женщин — свободных не в смысле умеющих на всех наплевать, а умеющих гармонично распорядиться собой.
Конечно, здравомыслия многим недостает.
И мы еще много услышим о терзаниях праздных содержанок, загнанных «рабочих лошадок» и ржавеющих «железных леди». Но «есть еще женщины в русских селеньях»!
Им в равной мере претят роли напомаженной куклы, обрюзгшей кухарки или деловой стервы с бульдожьей хваткой.
Такие женщины знают себе цену и потому не боятся мужчин, не стремятся их обогнать. И они никогда не откажутся от своих преимуществ в пользу пресловутого равенства.
автор ДМИТРИЙ МИРОНОВ, журнал "Наша психология"
http://www.psyh.ru/rubric/5/articles/430/
www.psyshans.ru