Зависимось-Созависимость.
…
О том, что такое зависимость, наверняка, знают все.
Зависимости:
алкогольная зависимость, табачная зависимость, наркотическая зависимость, игровая зависимость (азартные или компьютерные игры), пищевая зависимость (булимия, анорексия), информационная зависимость (телевизор, Интернет), эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь; несамостоятельность, нужда в других); трудовая зависимость, шоппинг-зависимость, сексуальная зависимость и другие, имеющие более уникальные проявления.
Понятно, что зависимый –это тот самый человек-проблема, ходячее несчастье; индивид, который, вместо того, чтобы жизнь жить, всеми и всяческими способами об нее убивается.
Это папа-алкоголик.
Это бабушка-домашний тиран. Которая мгновенно начинает умирать, стоит кому-нибудь из чад и домочадцев сказать-сделать что-нибудь, что бабушке не нравится.
Это мама-жертва неблагодарного семейства. Которая варит-стирает, пашет с утра до ночи, а ей в ответ на это всю жизнь испортили.
И так далее, и тому подобное.
Возраст когда у человека начинает формироваться зависимое поведение -между полутора и двумя с половиной годами, когда ребенок становится более активным, у него появляется больше возможностей, соответственно, он меньше нуждается в матери и начинает от нее все больше отделяться –уползать, убегать. С другой стороны, он чувствует свою зависимость от нее и потребность в ее поддержке.
И очень важным тут является то, каким образом мать реагирует..
Здоровое поведение матери в этот период заключается в том, чтобы позволять ребенку самостоятельно справляться с тем, с чем он может справиться и помогать в том, что ему пока не по силам.
НО! гораздо чаще приходится наблюдать в этих ситуациях поведение как раз нездоровое -либо подавление самостоятельности ребенка, направленное на то, чтобы подчинить его себе, сломать его волю; либо то, что красиво называется "контрфобическим отталкиванием" -"уйду, брошу, не буду помогать, я тебя такого не люблю".
Почему отталкивание контрфобическое -то есть, "наперекор страху"?
Потому что эти попытки ребенка отделиться, делать по-своему, то, чего хочется и так как хочется вызывают в матери сильный страх.
Ну, вы поняли, да?
Потеря контроля, отсутствие кнопки, на которую можно нажать, чтобы стало по моему велению - по моему хотению -это очень страшно.
Что происходит с ребенком в этой ситуации?
Он получает четкое и ясное сообщение о том, что его автономия и самостоятельность не нужны, наказуемы и опасны.
И оказывается в очень сложной ситуации.
С одной стороны, у него есть потребность в большей, чем прежде, свободе; с другой –он не в состоянии сам со всем справляться.
Наблюдаем классическую "вилку":
- свобода = покинутость, одиночество и беспомощность
- подчинение маме = возвращение в ситуацию зависимости, регресс обратно в симбиоз с матерью, обратно «в утробу»; метафорически это равносильно смерти.
Если утрировать:
Либо "жизнь мамой", превращение себя в ее продолжение, в составную часть маминой личности. За счет отказа от личности собственной.
Либо свобода и одиночество.А в такой ситуации не каждый взрослый выживет.
Поэтому получается, для неспособного опереться на себя ребенка,"выбор без выбора". Для того, чтобы выжить, ребенок вынужден возвратиться обратно, в положение связанного с матерью пуповиной и питаемого ею же.
Он без нее -не может. Он без нее -погибнет. В ней -вся его жизнь.
В итоге появляется человек, который переживает себя часть кого-то другого, не способный самостоятельно справляться со сложностями своей жизни и организовывать ее.
В привычке к тому, что у нет права на собственные действия, решения и даже желания; к тому, что вся его жизнь является лишь приложением к кому-то или чему-то другому.
В этом месте возникает новая вилка выбора:
* путь зависимости
* путь созависимости
А. Лукьянова
www.psyshans.ru
Сходная по тематике статья - Отношения. Зависимость
Автор психолог, психотерапевт Ирина Ситникова
Еще одна сходная статья- Созависимость. Что это такое
Автор психоаналитический терапевт, семейный психолог,гештальттерапевт Ирина Ситникова