го физического контакта.
На практике оно может принимать раз-
личные формы. Некоторые гладят ребёнка, другие тискают его или
шлёпают, иные пощипывают, прищелкивают кончиками пальцев.
Всё это имеет аналогии в разговоре: по-видимому, услышав, как
человек говорит с ребёнком, можно предсказать, как он будет за
ним ухаживать.
В более общем смысле “поглаживание” может при-
меняться как условное обозначение акта, которым признается при-
сутствие другого человека. Не просто присутствие другого человека здесь и сейчас, рядом в комнате. Это экзистенциальное признание его присутствия, что означает "ты есть".
Без этого переживания человек не чувствует себя живым, существующим.
Только, когда Другой прикасается к нам, мы ощущаем, что мы есть, мы живы.
Когда другой прикасается к моей руке, я ощущаю, что она есть, что я существую на физическом плане.
Когда Другой "прикасается" к моей личности, я ощущаю, что я существую на психическом уровне.
Если ребенок не получает позитивных прикосновений - "поглаживаний", тогда он провоцирует на "негативные" прикосновения. Отсутствие прикосновений переживается, как несуществование. Лучше пусть бьют.
Отсюда выражение - бьет, значит любит.
Поглаживание используется как элемен-
тарная составляющая общественного действия. Обмен поглажива-
ниями образует взаимодействие, которое в свою очередь является
элементарной составляющей общения.
www.psyshans.ru