БЛОГ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

  • Архив

    «   Май 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

ХИМИЯ ОБЩЕНИЯ

Статья, которую я предлагаю вашему вниманию относится к категории "Отношений с детьми".
Но я подумала, что она также верна и для взрослых отношений, поэтому с удовольствием  делюсь ею  с вами.

Химия общения с ребенком.



В нашем организме вырабатывается несколько десятков различных гормонов. Некоторые из них отвечают за наше эмоциональное состояние.

Исследователи выделяют как минимум два гормона, которые оказывают влияние на социальное поведение человека – это гормон стресса кортизол и гормон “любви и привязанности” окситоцин.

Как вы думаете, какого гормона у вашего ребенка выделяется больше во время разговоров с вами – кортизола или окситоцина?
Когда делаете замечания, обсуждаете его работу и его самого?
Когда обнимаете или внимательно слушаете?

Почему это вообще важно? Давайте разберемся.

КОРТИЗОЛ – гормон стресса. Кортизол мобилизует энергетические ресурсы организма для эффективной работы и защиты в ситуации опасности.
Однако при всей мобилизационной пользе есть и своя “плата”. Кортизол временно отрубает связи с префронтальной зоной коры больших полушарий головного мозга и запускает защитное поведение. Человек становится более чувствительным, раздражительным, сознание фиксируется на стимулах, которые мозг оценивает как угрозу. Неприятные стимулы глубоко запечатлеваются в нашей памяти.
Действие кортизола пролонгировано. Именно поэтому негативные разговоры преследуют нас гораздо дольше. Обида становится частью наших мыслей впоследствии, перекрывая недавно услышанную похвалу.
Длительное состояние стресса приводит к чрезмерной выработке кортизола, что в свою очередь приводит к истощению и депрессии.

ОКСИТОЦИН – “гормон любви и привязанности”. Вызывает чувство удовлетворения, снижение тревоги, чувство спокойствия и доверия к партнеру, снижает страх, повышает способность к общению. При этом активизируются связи в лобных долях коры больших полушарий, которые отвечают за сознание человека, за сложные интегративные процессы, за эмпатию, за социальное поведение.
Но период метаболизма окситоцина намного короче, поэтому эффект не столь силен и не столь продолжителен. Плюс к этому, окситоцин – это “пугливый” гормон, его выработка прекращается при малейшей воспринимаемой мозгом угрозе и стрессе.

Любое наше общение запускает выработку того или иного гормона, точнее “коктейля” из гормонов (их, конечно, больше, чем два), свою “химию”.

Те формы коммуникации, при которых повышается уровень окситоцина, ведут к повышению «интеллектуального уровня общения» (communication – IQ, C-IQ), то есть у человека активизируется способность проявлять эмпатию, креативность, готовность к совместной работе и сотрудничеству. И, напротив, те формы поведения, которые способствуют выделению кортизола, понижают уровень C-IQ.

Среди типов поведения, которые способствуют выработке окситоцина у собеседника, выделяют следующие:

  • искренняя забота;
  • ласка и объятья (от людей, к которым привязан);
  • поддержка;
  • интерес и внимание к словам, эмоциям и действиям собеседника;
  • поощрение дискуссии и расспросов;
  • настраивание на успех, обрисовывание картины успеха;
  • доверительная беседа.

Поведение, продуцирующее выработку кортизола:

  • разделение с человеком, к которому привязан, – физическое и эмоциональное;
  • запугивание;
  • обвинения;
  • наказание – прежде всего эмоциональная холодность и недоступность;
  • приписывание негативных характеристик (лентяй, халтурщик);
  • подчеркивание различий между собой и собеседником;
  • игнорирование;
  • недоверие к намерениям и действиям собеседника;
  • стремление убедить других в своей правоте, навязывание своего мнения;
  • непонимание того, что говорит собеседник;
  • притворное слушание.

Общаясь с ребенком, взрослые часто и не подозревают, что в этот момент у него разыгрывается настоящая гормональная буря. Чтобы совладать с ней, требуется психологическая зрелость и устойчивость, развитые интегративные процессы, способные уравновесить сильные эмоциональные порывы смягчающими эмоциями.

Взрослый может помочь ребенку сбросить груз своих “кортизоловых” эмоций, предоставив возможность в спокойной и безопасной обстановке выплакаться, и перейти к выработке окситоцина.

Конечно, все это не значит, что мы не должны критиковать ребенка или перестать требовать от него выполнения каких-либо обязанностей или соблюдения правил. Но делать это нужно так, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным или отвергнутым. Важно, чтобы соотношение гормонов было в пользу окситоцина, ведь именно окситоцин – по сути – позволяет ребенку повышать свой C-IQ, “очеловечиваться”, становиться более зрелым и способным на добрые поступки.

Использованные материалы:

Статья с портала «Harvard Business Review – Россия».
Курс лекций по программе Института Ньюфелда (Ванкувер, Канада).
Книга Сью Герхардт “Как любовь формирует мозг ребенка”.

Елена Доценко

www.psyshans.ru

Авторские статьи

Теги: общение, отношения, химия отношений,ребенок,  окситоцин, кортизол, формирование мозга ребенка,

консультация психолога, психотерапевт Москва , семейный психолог, клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий психолог

СТОЛКНОВЕНИЕ С РАЗДЕЛЕНИЕМ

Гордон Ньюфелд о столкновении с разделением



Отрывок из новой брошюры Гордона Ньюфелда “Ключи к благополучию детей и подростков”.

Ничто не оказывает на ребёнка такого влияния, как столкновение с разделением с теми, к кому он привязан.

Разделение, с которым он сталкиваются, может быть физическим, эмоциональным или психологическим.

Когда у детей не получается сохранять связь со своими основными привязанностями, выделяются гормоны стресса  и просыпаются сильные эмоции, призванные попытаться решить проблему разделения.

Чувство тревоги пытается пробудить в ребёнке осторожность.

Чувство стремления к близости даёт импульс “закрыть брешь” расстояния, которую он ощущает.

Чувство фрустрации побуждает ребёнка совершить изменение.

Если эти эмоции не могут решить проблему, мозг воздвигает защиты от непереносимого разделения.

Основная защита – побег от уязвимости, результатом которого оказывается потеря нежных чувств.

Некоторые дети становятся более доминирующими, поскольку доминирующая позиция менее уязвима, чем зависимая .

Нередко реакцией на слишком частое разделение становится перенос привязанности на других людей или на предметы.Ориентация на сверстников – это один из самых разрушительных феноменов привязанности в наши дни, который является предметом моей книги “Не упускайте своих детей”.

Сепарационный комплекс, формирующийся в результате, лежит в основе большинства проявлений нежелательного поведения  у детей.

Сложность состоит в том, что даже в самых высокоразвитых современных обществах дети сталкиваются с разделением больше, чем когда-либо раньше, что приводит к нарастанию этих распространённых детских проблем.

Агрессия и самоубийства среди детей неуклонно растут на протяжении последних пятидесяти лет.

Проблемы, происходящие от тревоги, такие как тревожность, возбуждение и поиск острых ощущений, становятся среди детей обычным делом.

Растут зависимости, связанные со стремлением к близости, такие как, например, виртуальное общение. Если эти проблемы становятся показателями благополучия детей, то мы не прогрессируем. Как ни печально, мы отступаем назад. Чтобы обратить эту тенденцию вспять, мы должны поддерживать привязанность детей  к ответственным за них взрослым.

Подводя итог: для собственного благополучия и благополучия общества дети должны быть глубоко привязаны к ответственным  за них взрослым.

Это нужно им, чтобы получать подпитку, необходимую для истинного роста и взросления.

Это нужно им, чтобы предотвратить вредящую им застенчивость и нейтрализовать инстинктивное противление.  

Это нужно им, чтобы они хотели быть хорошими.

Это нужно им, чтобы уменьшить разделение , с которым они сталкиваются.

Как и растения, дети никогда не могут быть слишком привязаны. Как и растения, наши дети могут быть привязаны слишком поверхностно или слишком ненадежно.

Решение проблем развития – всегда в добавлении привязанности, а не в её сокращении.

Это верно даже для подростков. Чем глубже привязанность, тем больше пространства для личности, индивидуальности и независимости. Лишь на поверхностных уровнях привязанность вступает в конфликт со становлением индивидуальности.

Гордон Ньюфелд

Перевод Ирины Одновал

www.psyshans.ru

Теги: привязанность, индивидуальность, зависимость, ребенок, взрослый, разделение.

консультация психолога, психотерапевт Москва , семейный психолог, клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий психолог

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Психологическая устойчивость – это удивительное качество.

Все люди рождаются со способностью адаптироваться к тому, что они не могут изменить, способностью восстанавливаться, чтобы оптимально функционировать в жизни. Это, по сути, и является определением психологической устойчивости.

Сама по себе психологическая устойчивость определяет многое - нашу способность к близости, к удовольствию от общения, способность выносить критику, а, значит, быть собой, чувствовать свои потребности и воплощать их - жить не по принципу "быть удобным всем" , а по принципу "я могу кому-то не нравиться, но это не разрушает мою личность" и не лишает меня возможности свободно двигаться по жизни к своей (а не навязанной) цели.

Психологическая устойчивость - это залог искренности, подлинности, спонтанности, целостности. Все эти вещи делают жизнь приятной, а не обузой.

Психологическая устойчивость зависит от многих факторов - от генетики; от среды, в которой рос ребенок; от того насколько любовь близких людей была принимающей, а не манипулирующей.....

Адаптивность можно развивать. Это важно - не менять что-то в человеке, не навязывать свое, а помочь опереться на индивидуальность, принять себя, и почувствовать комфорт - это момент, когда человек из "гостиницы" переселяется в "родной дом".
Ирина Ситникова - практикующий  психолог, гештальттерапевт, клинический психолог, опыт 16 лет.

www.psyshans.ru - сайт, где можно задавать вопросы и получать ответы онлайн или, если я буду отсутствовать на связи в данный момент и не отвечу , я найду ваше сообщение в своей почте и постараюсь ответить.

living-on-the-edge-844873__340.jpg



#консультацияпсихолога #психотерапевтМосква #семейныйпсихолог#клиническийпсихолог #помощьпсихолога #гештальттерапевт#практикующийпсихолог

ПАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СЕМЬЯ, КАК ОНА ЕСТЬ.

Cовременные отношения - это котел, в котором кипят противоречащие друг другу устремления и желания: мы хотим безопасности и возбуждения, опоры и возможности оторваться от реальности, комфорта любви и накала страсти. Мы желаем всего и сразу, и лучше бы с одним человеком.

Эстер Перель

WWW.PSYSHANS.RU

#консультацияпсихолога #психотерапевтМосква #семейныйпсихолог#клиническийпсихолог #помощьпсихолога #гештальттерапевт#практикующийпсихолог

Теги: семья, отношения, парные отношения,  консультация психолога, психотерапевт Москва , семейный психолог, клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий психолог

ЦИТАТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вместо того, чтобы прямо и честно взглянуть на свои внутренние проблемы, многие из нас
выстраивают иллюзию нахождения решения проблем вне себя – в другом человеке.

Карл Роджерс

semeynyiy-psiholog-konsultaciya.jpg

www.psyshans.ru

Теги:  внутренние проблемы,иллюзии, взгляд на себя,  консультация психолога, психотерапевт Москва , семейный психолог, клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий психолог, семья, решение проблем, проблемы семьи, псхологическая помощь паре.

ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО Я

Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх.
Алис Миллер

www.psyshans.ru

self-love-553243__340.jpg

#консультацияпсихолога #психотерапевтМосква #семейныйпсихолог#практикующийпсихолог #гештальттерапевт #клиническийпсихолог

ДРАМА ЗАСТРЯВШЕГО РЕБЕНКА

Драма застрявшего ребёнка



В одной из своих лекций  Г. Ньюфелд объясняет, почему обычные приёмы воздействия на детей не работают, а наоборот, вредят застрявшим в психологическом развитии детям:

Главная характеристика застрявшего ребёнка – это то, что одна эмоция у него затмевает все остальное . У него могут быть лучшие намерения, он пообещал вам больше так не делать, но в критической ситуации намерение теряется, и он просто не в состоянии контролировать это.

Мы не можем требовать зрелости от ребёнка. Точнее требовать мы можем, но результата не будет. Ребёнок, потерявший свои слёзы тщетности, не учится на собственном опыте. Нет адаптации, не чувствуется тщетность. Если вы не видите свидетельств грусти, это знак для вас. Ребёнок застрял. Он не извлекает уроки из произошедшего. Очень часто же родители продолжают свои тщетные попытки и если не получается, они только ещё больше упорствуют в своем.

Давление.

Это инстинктивно – применять давление: «Я сказал!». Если родитель не получает то, чего требует, он усиливает давление. Но здесь загвоздка – у застрявшего ребёнка на любое давление включается противление. Если только сначала не завладеть им. Родитель повышает голос, давит, но с застрявшими это не работает.

Так происходит “Драма застрявшего ребёнка”, трагедия в трёх действиях. (По аналогии с книгой Аллис Миллер «Драма одарённого ребёнка»)

Действие 1

Когда дети “застревают”, то есть они не движутся под действием тех естественных сил, которые предназначены для того, чтобы научить их извлекать опыт, мы автоматически начинаем толкать их, давить на них.

Действие 2

Когда дети чувствуют, что на них давят, они автоматически начинают буксовать в ответ. Совершают обратное действие, тормозят, противятся. Возможно, они никуда не движутся, но у них всё ещё работают тормоза. Противление  никуда не делось.

Действие 3

Тогда, когда дети застревают в своем противлении, взрослые застревают в своём давлении.
Они повторяют одно и то же раз за разом, хотя это и не работают. Эйнштейн сказал, что человеческое сумасшествие заключается в том, что люди делают одно и то же снова и снова, ожидая при этом другого результата. Мы же называем это упорством. Так застрявшие дети порождают застрявших родителей. И здесь нужно понять что не работает. Применение давления не работает.

Ожидать от детей, что те будут учиться на своих ошибках, давить на детей и ожидать результата – такое  поведение родителей абсолютно инстинктивно и интуитивно. Но это работает с детьми, у которых есть доступ к слезам тщетности , которые надёжно привязаны.

Однако, это всё не работает с застрявшими детьми. И здесь взрослым надо учиться, меняться, подстраиваться.

Гордон Ньюфелд

Перевод Юлии Твердохлебовой

www.psyshans.ru

Теги: клиническая психология, дети, родители, застревание в развитии,детская травма,  консультация психолога, психотерапевт Москва , семейный психолог, клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий психолог

КАК ЖАЛОБЫ РАЗРУШАЮТ ВАШУ ЖИЗНЬ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хочу уточнить, что статья популярная, не имеются ввиду клинические ситуации - тяжелые психологические травмы, результатом чего и стало: негативное восприятие жизни; восприятие жизни, как "обузы"; жизнь на уровне выживания с постоянным катастрофическим ожиданием.


Как жалобы разрушают вашу жизнь и что с этим делать

Жаловаться на жизнь — такая же вредная привычка, как сигареты или алкоголь. Когда вы жалуетесь, то на мгновение чувствуете себя лучше, мол, высказали все, что на сердце было. Но сами того не понимая, тем самым нанесли удар по своему здоровью.
Эксперты astro7.ru рассказали, как жалобы разрушают вашу жизнь и что с этим делать.

Из-за жалоб вы будете одиноки Подхватить вредную привычку куда проще, чем от нее избавиться. Достаточно пару раза пожаловаться на мужа, который не знает, какую кнопку нажать на стиральной машине, или начальника, который только работу подкидывает, как, бах, и вы уже нытик.



Ваш мозг перестроился на новую линию поведения, так что теперь вам намного приятнее и удобнее идти по жизни с транспарантом «Мы все умрем!» и быть человеком, который видит вокруг только плохое.



Как только нытье становится вашей линией поведения, ваше окружение начинает по-другому к вам относиться. Кто-то из друзей и родных вас периодически жалеет, утирая ваши слезы носовым платочком. Есть такие, кто тоже не прочь пожаловаться на жизнь и, вот, вы уже вдвоем, а то и втроем сетуете на всех и вся. Но адекватные люди поставят на вас клеймо «токсичный человек» и будут избегать вашего общества всеми силами.

Став нытиком, вы будете чаще болеть Нытье по поводу и нет наносит мозгу человека не только прямой, но и косвенный вред. Американские ученые пришли к выводу, что негативное мышление плохо влияет на область мозга, которая отвечает за принятие решений. И все бы ничего, ну тяжело решения принимать, ну и ладно, но это — прямая дорога к Альцгеймеру и прочим подобным серьезным болезнями.

Но и это еще не все. Когда вы жалуетесь, в вашем организме выделяется гормон стресса, кортизол. Когда его становится много, а много будет, если вы только то и делаете, что ноете с утра до вечера, на подсознании включается режим пещерного человека «Бей и беги!». Поднимается давление и уровень сахара, организм подает кровь, кислород и питательные вещества только в те части организма, которые, по его мнению, нужны для выживания.
Выбросы кортизола отрицательно сказываются на иммунной системе.
Иммунитет откровенно барахлит, и нытику хватит одного контакта с больным человеком, чтобы подхватить, в лучшем случае, простуду, а в худшем — кое-что посерьезнее.
Начинает шалить сердечно-сосудистая система, возрастает риск инфарктов и инсультов, резкие колебания сахара в крови могут привести к диабету, выработка кортизола часто провоцирует ожирение.
 
Вы можете подхватить привычку жаловаться, как простуду Человек — социальное существо, так что его мозг незаметно копирует поведение окружающих. Особое влияние на нас оказывают люди, с которыми мы проводим больше всего времени: родные, коллеги и друзья. В этой способности к эмпатии нет ничего плохого, если бы не одно «но» — как только вы попадете в окружение, где все жалуются на жизнь, через какое-то время станете одним из них, таким же недовольным собой и жизнью.



С жалобами, как с курением, достаточно просто посидеть в компании, где курят, чтобы получить удар по здоровью, который получит и сам курильщик. Так и вы, если посидите часок в компании недовольных жизнью людей, уйдете от них с камнем на душе. Подумайте, ведь вы вряд ли бы сидели рядом с человеком, который дымит сигаретой, как паровоз, и вдыхали табачный дым. Точно так и с нытиками — нужно убегать от них, как от табачного дыма.

Только вы сами можете исправить ситуацию.
Психологи советуют заменить жалобы на благодарность и перейти от пустых слов к конструктивным претензиям. В том момент, когда вам захочется в очередной раз поныть, подумайте, за что вы можете быть благодарными. К примеру, муж отлынивает от домашней работы — поблагодарите его за то, что вы чувствуете себя незаменимой. Если в ситуации нет позитива, поблагодарите за что-то другое, что есть в вашей жизни, чтобы блокировать выработку кортизола.

Психологи советуют заменить жалобы на благодарность и перейти от болтовни к конструктивным претензиям. Если благодарность не помогает, значит, пора пустую жалобу превратить в конструктивную претензию. Как только вы это сделаете, тут же поймете, как решить проблему и забыть о ней раз и навсегда.
Пусть ваша жалоба будет иметь реальный смысл, а не быть очередным пустым разговором.


1. У вашей жалобы должна быть четкая цель. Перед тем, как высказать ее вслух или про себя, вы должны понять, какой результат хотите получить. Никакого нытья ради процесса или за компанию с рыдающей подругой.

2. Начните с хорошего, а не плохого, если ваша жалоба относится к другим людям. Как только вы начнете с плохого, собеседник уйдет в оборону, а толку от этого мало. Так что, перед тем, как ругать официанта, улыбнитесь ему и скажите: «Я постоянный клиент заведения и всегда была довольна обслуживанием, но сегодня...».

3. Никаких расплывчатых формулировок — только конкретика. Если вы ругаете мужа, не нужно вспоминать его грехи за все двадцать лет совместной жизни. Будьте конкретны в своих претензиях и тогда они будут услышаны.

4. Закончите на позитивной ноте, чтобы у собеседника был мотив учесть вашу жалобу. Глупо рассчитывать, что официант станет лучше, если вы заявите ему: «Ноги больше моей не будет в этом ресторане...». Поверьте, он не сделает никаких выводов.
Источник



www.psyshans.ru

Теги: позитивное мышление,консультация психолога, психотерапевт, семейный психолог,
клинический психолог, помощь психолога, гештальт-терапевт, практикующий
психолог  

Философия гештальт-терапии

Жизненная философия гештальт-терапии сформулирована
К. Наранхо в своеобразных "девяти заповедях", ведущих к аутентичному существованию.

1. Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем.

2. Живи здесь. Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет.

3. Не фантазируй. Опыт реален.

4. Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри.…

5. Выражай чувства вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться.

6. Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие.

7. Ориентируйся не на "должен", "следовало бы" других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира.

8. Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства.

9. Будь самим собой.

via Гештальт Клуб

www.psyshans.ru
Мы любим тех, кто нас не любит, 
Мы губим тех, кто в нас влюблен, 
Мы ненавидим, но целуем, 
Мы не стремимся, но живем. 
Мы позволяем, не желая, 
Мы проклинаем, но берем, 
Мы говорим... но забываем, 
О том, что любим, вечно лжем. 
Мы безразлично созерцаем, 
На искры глаз не отвечаем, 
Мы грубо чувствами играем, 
И не жалеем ни о чем. 
Мечтаем быть с любимым рядом, 
Но забываем лишь о том, 
Что любим тех, кто нас не любит, 
Но губим тех, кто в нас влюблен.

www.psyshans.ru