БЛОГ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА

НАРЦИССИЗМ ИЛИ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА?

Как всегда, все определяется одним словом  - любовь. Там, где детей любят, там все нормально с самооценкой, ребенок не выучивается самооценке, как сороконожка ходить. Все происходит естественно, на автомате.
А вот там, где между родителем и ребенком не сложилась хорошая эмоциональная связь, крепкая , надежная привязанность, и родители и дети начинают рационализировать и придумывать :" Как же это сороконожка ходит так естественно и с таким необыкновенным чувством собственного достоинства?"
И тут они начинают всячески внушать что-то ребенку, что, по их мнению, сделает "походку" их отпрыска адекватной - не лучше и не хуже других сороконожек. И в зависимости от их рациональных стараний у каждой такой недолюбленной сороконожки, вырабатывается своя"причудливая" для обычных сороконожек походка.  
И получается, как в той песне : " А я милого узнаю по походке")))
А дети, кстати, очень умные, они все чувствуют, они, как домашние психотерапевты - чувствуют, как к ним относятся и что в семье происходит и, что с ними делают и от этих родительских "маневров гипнотических" вместо нежности и принятия, начинают чувствовать себя все хуже и ходить все кривее и неуклюжее, а от этого им еще хуже - и вот оно чудо невроза - замкнутый невротический круг.
Ирина Ситникова - практикующий психолог, гештальттерапевт, клинический психолог, семейный психолог.





Нарциссизм или чувство собственного достоинства.



Исследователь из университета Амстердама, доктор наук Эдди Браммелман, занимающийся изучением природы детского самовосприятия, рассказывает, как происходит развитие нарциссизма и чем он отличается от чувства собственного достоинства.

Примерно с 1970-х годов западные родители стали уделять больше внимания  воспитанию в своих детях чувства собственного достоинства.

Интуитивно чувствуя, что высокая самооценка является ключом к успеху, здоровью и благополучию, родители пытались поднять самооценку, говоря детям, что они являются уникальными и неповторимыми.

К сожалению, существуют доказательства,  что с того же самого десятилетия западная молодежь становилась все более нарциссичной и самовлюбленной.


Вывод, казалось бы, очевиден: усердствуя в развитии у своих детей чувства собственного достоинства, мы превращаем их в нарциссов.

Однако в недавнем исследовании я и мои коллеги оспорили это заблуждение. Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что нарциссизм и чувство собственного достоинства отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд.

С точки зрения статистики они слабо связаны между собой .

У нарцисса может быть низкая самооценка, а высокая самооценка не всегда проявляется в нарциссизме. Нарциссы чувствуют себя выше других, считают, что они имеют право на привилегии и жаждут восхищения. Они думают, что мир был бы намного лучше, если бы вращался вокруг них. И когда они видят, что это не так, проявляют агрессию.

Напротив, люди с высокой самооценкой устраивают себя как личности, но не считают себя лучше других.

Как отметил полвека назад пионер в изучении самооценки Моррис Розенберг:

«Когда мы имеем дело с самооценкой, мы спрашиваем, смотрит ли человек на себя адекватно, оценивая своё достоинство, и не считает ли он себя выше других».

Это различие является ключом к переосмыслению наших усилий по повышению детской самооценки. После того, как мы осознаем тонкую грань, которая проходит между нарциссизмом и самоуважением, между нездоровым чувством превосходства и здоровым чувством достоинства, мы можем помочь детям развить здоровый взгляд на себя.

Почему некоторые дети считают, что они божий дар человечеству, в то время как другие ребята нравятся себе, но не считают себя лучше своих собратьев?

Нарциссизм и чувство собственного достоинства являются отчасти наследственными, но они также частично являются результатом детских переживаний. Изучая причины развития нарциссизма и чувства собственного достоинства у детей, мы обнаружили, что они различны.

Нарциссизм культивируется родительской переоценкой: родители видят своего ребенка как уникального и неординарного человека.

Как выразился Зигмунд Фрейд, переоценивающие родители «вынуждены приписывать ребёнку совершенства, которых трезвый взгляд никогда бы не заметил, чтобы скрыть и забыть все его недостатки».

Как мы обнаружили, переоценивающие родители были склонны предъявлять повышенные требования, раздувать и чрезмерно восхвалять качества своего ребенка.

Переоценивающие родители думают, что их ребенок умнее, чем он/она есть на самом деле. Они утверждают, что у их чада очень широкие познания – даже в тех темах, которые недоступны обычным детям. И они купают своего ребенка в похвале, даже если он не делает чего-то хорошо. Со временем эти методы ведут к тому, что дети привыкают видеть в себе особенных и очень необычных персон.

С другой стороны, чувство собственного достоинства культивируется родительским теплом: родители выражают нежность и привязанность к своему ребенку. Это не имеет никакого отношения к переоценке. Нежные родители разделяют радость со своим ребенком, проявляют интерес к его деятельности и делают так, чтобы ребёнок чувствовал, что его любят и ценят. Со временем эта практика учит ребенка видеть в себе достойного человека, а не человека, который лучше или хуже других.

Таким образом, самовлюбленность не является последствием слишком большого чувства собственного достоинства. Она вырастает из практик, которые, казалось бы, должны повысить самооценку, но на деле ведут к нарциссизму. Когда родители пытаются поднять детскую самооценку, им кажется, что правильно будет убедить ребёнка в том, что он является необыкновенным и уникальным, и тем самым используют методы, которые развивают нарциссизм, а не чувство собственного достоинства.

Как видите, движение родителей, однажды решивших, что необходимо повышать детскую самооценку, было право в одном: повышение самооценки имеет важное значение.

Хотя, конечно, это не панацея, но самооценка влияет на ощущение счастья и чувство удовлетворения социальными отношениями (8).

Проблема в другом: повышение самооценки – не такое уж легкое дело.

Как мы можем эффективно повысить детскую самооценку?

Психологи часто говорят нам доверять нашей интуиции, но, как мы уже видели, интуиция не всегда является лучшим путеводителем по воспитанию детей, и то, что интуитивно кажется верным, может спровоцировать развитие нарциссизма.

Вместо того, чтобы говорить малышам, что они уникальные снежинки, мы должны сделать так, чтобы наши дети чувствовали, что их любят и ценят, и тогда они будут гармонично развиваться, не думая, что они лучше других.

Источник - Моноклер

www.psyshans.ru

Теги: нарцисс, самооценка, самовлюбленность, ребенок, воспитание, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, ошибки воспитания.
Мы любим тех, кто нас не любит, 
Мы губим тех, кто в нас влюблен, 
Мы ненавидим, но целуем, 
Мы не стремимся, но живем. 
Мы позволяем, не желая, 
Мы проклинаем, но берем, 
Мы говорим... но забываем, 
О том, что любим, вечно лжем. 
Мы безразлично созерцаем, 
На искры глаз не отвечаем, 
Мы грубо чувствами играем, 
И не жалеем ни о чем. 
Мечтаем быть с любимым рядом, 
Но забываем лишь о том, 
Что любим тех, кто нас не любит, 
Но губим тех, кто в нас влюблен.

www.psyshans.ru