Тема переосмысления своего детства вызвала ответную реакцию, и по комментариям и письмам я поняла, что тема востребована. Поэтому я решила на время стать вашим онлайн-проводником по путешествию в детство. Тем более и мне очень интересно делиться своим опытом.
И начнем мы не с самого начала, а с самого «картинного» вопроса. С самооценки. Я нарисую вам картину, на которой ясно видна взаимосвязь детства с настоящим и будущим. Пример самооценки – самый подходящий, его легко визуализировать.
Давайте представим себе маленького ребенка – до 5 лет. Вспомните себя в этом возрасте.
Ребенок родился с некоторыми вводными данными – темперамент, реакции, инстинкты. Но он не знает о себе ничего. Все, что он узнает о себе – он узнает по реакции самых значимых взрослых. Мама улыбается ему – значит, он хороший. Мама сердится – значит, теперь он плохой. Мама говорит ему, что он красивый и умный – и он начинает считать себя красивым и умным. Мама говорит: «Ах ты, неряха и балбес!» - и он верит и думает о себе именно так. В итоге за первые годы жизни у малыша складывается видение себя, и авторы этого видения – мама, папа, братья-сестры, бабушки-дедушки, кого из них он видит чаще.
Затем это видение себя развивается за счет общения с другими людьми, за счет получения результатов своих действий и самостоятельной их оценки. Но изначально сформированная база почти не меняется, если к этому не прикладывать специальных усилий (упражнения, работа с психологом).
Итак, мы имеем, что к совершеннолетию у человека есть целая тонна разных впечатлений о себе самом, нанизанных одно на другое, и фундамент всей этой конструкции – отношения с родителями. Это и называется самооценка.
Если этот человек не занимается исследованием своей самооценки, исследованием себя самого, то он и дальше продолжает автоматически нанизывать новые впечатления на ту же самую нить. И в 20-30-40 лет (или и того позже, или вообще никогда) начинает искать разные способы свою самооценку повысить, ведь хочется же чувствовать себя уверенно!
Никуда не уйти от того, что вам говорили в детстве. И вам очень повезло, если это были хорошие слова, одобряющие, поддерживающие. Если вам давали возможность научиться самой оценивать свои действия, не опираясь на внешнее мнение. В конце концов, слово «самооценка» подразумевает само-оценивание.
Для того, чтобы изменить самооценку нужно:
- вспомнить максимальное количество описаний, ярлыков, замечаний, которые вы слышали от своих родителей, или которые просто очень сильно врезались в память.
- подумать, в каких именно ситуациях/сферах/ролях вы считаете себя плохой, недостойной, неполноценной, ненормальной, ненадежной… или же просто недостаточно хорошей.
- сопоставить полученные результаты, признать, что и как связано со словами из детства.
- поверить, что без изменения этого фундамента, все остальное будет просто «навешиванием красивых рюшечек».
- создать новую самооценку: в ситуациях, когда вы раньше себя ругали – поддерживайте себя, где обзывали – уважительно говорите себе, что в следующий раз учтете ошибки, где сделали что-то хорошее.
– хвалите себя; найдите внутри себя обруганного недохваленного ребенка и начните общаться с ним по-новому.
- научиться опираться на свое собственное мнение, в том числе и о себе самой.
- научиться не зависеть от чужого мнения, в том числе противостоять неконструктивной критике.
- научиться просить о поддержке у тех людей, которые могут ее дать.
- научиться НЕ просить поддержки у тех, кто не умеет поддерживать вас.
- создать план реставрации своей самооценки и предусмотреть достаточно времени, не менее 2-3-х месяцев, а для глубокой работы понадобится не менее полугода.
Это не план действий, а примерное содержание типичного курса по реставрации самооценки. Возможно, что-то окажется лишним, или наоборот, многое придется добавить. Но по такому сценарию вполне можно начать работать. Можно самостоятельно, а можно с психологом.
Автор: Вера Василькова